Подняться высоко в небо можно также используя закон Архимеда. Упрощённо, этот закон звучит так. Если тело тяжелое или пьяное, то оно потонет к чертям собачьим, если легкое и трезвое то поплывёт. Так же и в воздухе. Закон простой и понятный. Возникает, однако, вопрос - почему плавают большие железные пароходы. Что железо тяжелее воды и просто обязано утонуть может убедиться самостоятельно любой и каждый, просто бросив в реку топор, чужой естественно – свой жалко, металлическую ложку или вилку. Двухпудовая гиря тоже подойдёт. Всё это непременно утонет. А вот поди ж ты - пароходы плавают, или как говорят истинные мореманы ходят. Парадокс просто. Волшебство не иначе.
С этим законом связана небольшая история. Когда- то давно, ещё до эпохи исторического материализма, в древней греции, какой-то местный царёк заподозрил, что его обманул ювелир, использовав при изготовлении короны дешёвый металл, а золото присвоил. Он позвал на помощь Архимеда – давай, говорит, разберись. Время тогда было трудное, военное, мрачная эпоха царизма. Татары озоровали, шведы заедались. Сейчас конечно либеральнее всё намного. Современный судья спрашивает к примеру - «… подсудимый Вы признаёте себя виновным?». - Нет, Ваша честь, - отвечает подсудимый. Ну, на нет и суда нет, облегчённо вздыхает судья, закрывает дело и едет на Канары проматывать отпускные. Тут конечно важно кого именно отпускать. А тогда не так было. Не откажешься от поручения. Ну, Архимед сказал есть и пошёл выполнять. Кто там кого обманул - наплевать конечно и забыть, вроде всё же ювелир проворовался, но в результате появился этот всеобъемлющий, основополагающий, чрезвычайно важный для техники да и для всего человечества закон.
Воздушные шары или монгольфьеры известны уже давно. Бурное развитие дирижаблей – цеппелинов началось одновременно с аэропланами и какое-то время пожалуй даже их опережало. К сожалению, в 1937 году произошла катастрофа дирижабля « Гинденбург», и на дирижаблестроении был поставлен крест. Что это было? Трагическая случайность? Диверсия? Сейчас мы можем только гадать. Но строительство дирижаблей прекратилось. В то время использовался относительно дешёвый, легкодоступный, но очень горючий и чрезвычайно опасный водород и, наверное, та или иная катастрофа была неизбежна. Использовать водород для полётов – примерно то же самое, что курить возле открытой бочки с бензином.
В наше время постепенно, очень медленно интерес к дирижаблям возрождается. Современные устройства предполагают использование комбинированных методов подъема: применение безопасного гелия, нагрев и создание подъёмной силы за счет аэродинамической формы самого летательного аппарата. Сейчас уже практически преодолён основной и главный недостаток цеппелинов - зависимость от погоды. Современные модели уже могут летать против ветра и даже довольно сильного.
К сожалению, весь интерес пока на уровне каких-то отдельных небольших проектов, массового серийного производства нет. И вот это совершенно непонятно. Дело в том, что дирижабли имеют неоспоримые преимущества перед самолётами. Они намного экономичнее, то есть при намного меньших затратах могут доставлять такой же груз на гораздо большее расстояние или на то же расстояние гораздо больший груз. Дирижабли способны перевозить громоздкие, очень большие, нестандартные конструкции на внешней подвеске, что в принципе не могут самолеты. Так один из строящихся в настоящий момент дирижаблей под названием «Aeroscraft ML866» сможет летать на расстояние до 5000 км и перевозить груз до 66 тонн. Это превышает показатели нашего знаменитого тяжеловеса - самолёта «Антей» АН-22, у которого максимальная дальность 4500 км., а максимальная грузоподъёмность 60 тонн. Расходы при этом меньше во много раз.
Понятно, что Европе с её мизерными расстояниями дирижабли не нужны. Не нужны они Америке и Китаю с их развитой инфраструктурой, сетью автомобильных автострад и железнодорожных путей. Но для нашей страны с нашими огромными расстояниями, с нашими гигантскими толком до сих пор неосвоенными территориями, с почти полным отсутствием дорог в некоторых районах дирижабль, в ряде случаев, мог бы стать спасением, настоящим прорывом в транспортной сфере. Для дирижабля не требуются дорогостоящие дороги, не требуются сверхдорогие посадочные бетонные полосы. Для посадки дирижабля нужно сравнительно простое устройство - причальная мачта, а современные комбинированные дирижабли способны садиться даже без нее. У нас пока в этом вопросе привычная благодушная тишина и спокойствие. Есть конструкторские бюро, есть конкретные проекты – но нет политической воли, нет решения, нет финансирования. Всё как-то катают вату. Да, как говорил один из героев бессмертного романа 12 стульев - «… трамвай построить - это не ешака* купить». Или говоря современным языком – дирижабли строить это не прибыль от нефтяных вышек, доставшихся даром, по карманам раскладывать.
И теперь вот самое главное, о чём я хотел сказать в этой статье. У нас в нашей родной Уфе группа учёных-энтузиастов без всякой господдержки, на свой страх и риск, за собственный счёт разрабатывает проект современного беспилотного дирижабля, не очень большого конечно. Самая его фишка в том, что ему не требуется горючее. Четыре электродвигателя работают от солнечных батарей. Его задачей может являться мониторинг каких-то удалённых, протяжённых объектов, например заповедников или просто лесных массивов, с целью обнаружения пожаров, браконьеров и т.д. При этом теоретически он может висеть где-то над заданным районом до месяца в отличие от беспилотника. Ну, вот можем же если захотим и даже в высокотехнологичной сфере. Надо только очень сильно хотеть. Удачи этим ребятам. Дай бог, чтобы всё получилось. Продолжение следует…
|